20.09.2017

Совы сипухи не теряют слух с возрастом

Эксперимент, призванный определить, сталкиваются ли совы с проблемой снижения слуха в старости, провели Бьянка Крумм и ее коллеги из Университета Ольденбурга в Германии.

Сипуха. Источник: Luc Viatour / https://Lucnix.be

Возрастное снижение слуха встречается не только у людей. Эксперименты позволили обнаружить его, например, у мышей, песчанок и шиншилл. Проблемы со слухом связаны с уменьшением количества волосковых клеток – слуховых рецепторов, расположенных во внутреннем ухе. Именно эти клетки играют ключевую роль в преобразовании звуковых колебаний в электрические импульсы нервной системы. Поврежденные волосковые клетки у млекопитающих не восстанавливаются, поэтому с возрастом их неизменно становится меньше.

Однако наблюдения заставляли ученых предположить, что у птиц дело обстоит иначе. Например, в исследовании 1999 года было показано, что у скворцов слух остается превосходным как в юности (от полугода до года), так и в старости (8–13 лет). Бьянка Крумм и ее коллеги решили проверить, снижается ли слух у пожилых сов-сипух (Tyto alba).

В эксперименте участвовали ручные совы, которые были надрессированы перелетать с шеста на шест по звуковому сигналу. Исследователи постепенно снижали громкость сигнала, чтобы определить, насколько тихий звук будут способны воспринимать сипухи. Как оказалось, очень старые сипухи (старше 13 лет) не демонстрируют снижения слуха по сравнению с молодыми (2 года).

Авторы работы предполагают, что у птиц, в частности сипух, в отличие от млекопитающих, волосковые клетки способны восстанавливаться. Изучение этого процесса на клеточном и генетическом уровне, возможно, даст новый способ борьбы с глухотой у людей.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Хищные птицы отпугивают лондонских голубей