13.02.2015

На Галапагосах открыты сразу три новых вида дарвиновых вьюрков

Экологи бьют тревогу: начиная со второй половины 20-го века на Земле ежедневно вымирает 1 вид или подвид животных. Кажется, с такими темпами вся земная фауна уже должна вымереть при нашей жизни. Однако никакого катастрофического вымирания вокруг себя мы, вроде, не наблюдаем.

Три новых вида дарвиновых вьюрков

А дело в количестве видов, населяющих нашу планету. На планете обитает до 10 миллионов видов разнообразных животных – от китов и слонов до комаров и микроскопических копепод. И 90% из них наукой до сих пор ещё не открыты.

Но не надейтесь на поимку нового вида слона или страуса. Все гиганты давно "взяты на учёт". Подавляющее большинство нововооткрытых видов – малозаметные насекомые или морские ракообразные. Чаще всего открываются они... в зоологических музеях, по коллекциям. И зачастую уже после того, как в природе погибнет последняя особь. Такой "посмертный список" новых для науки видов довольно обширен.

Но вот свежее открытие шведских и американских генетиков, опубликованное 11 февраля в журнале "Nature", взбудоражило любителей природы.

На знаменитых Галапагосских островах, исследованных биологами вдоль и поперёк ещё со времён Дарвина, учёные открыли сразу три новых вида вьюрков. Это не малозаметные насекомыши – это птицы.

Всяк помнит школьный курс дарвинизма. 180 лет назад именно вьюрки Галапагосского архипелага, обнаруженные Чарльзом Дарвином во время плавания на корабле "Бигль", сподвигли его на создание эволюционной теории. И эти же птицы стали главными героями его "Происхождения видов". Почему их и называют дарвиновы вьюрки.

Дарвиновы вьюрки – птицы размером с воробья или больше и вместе с воробьём входят в семейство вьюрковых. Знамениты своими клювами, которые и привлекли внимание Дарвина: у каждого вида своя специализация. У одних клюв мощный и предназначен для разгрызания орехов (как у нашего дубоноса – вишнёвых косточек), у других – тонкий, приспособленный для добычи нектара (как у колибри). У остальных клювы занимают промежуточные позиции между этими крайностями.

Считалось, что на Галапагосах обитает 14 видов вьюрков. Оказывается, что два вида содержали в себе ещё внешне неотличимых видов-двойников. Теперь большой кактусовый вьюрок Geospiza conirostris разделён на 2 разных вида, а остроклювый вьюрок Geospiza difficilis – на три.

1. gazeta13.ru