25.03.2013

Чтобы соколы не разбивались о собственную жертву, эволюция укрепила им череп

Исследователи сравнили геномы сапсана и балобана с геномами других птиц и подивились скорости эволюции соколиных охотничьих признаков, пишет BBC News.

Сапсан с добычей (фото NatureShutterbug)

Дневные хищные птицы известны своими выдающимися охотничьими способностями: у них острое зрение, чрезвычайно быстрый полёт, в их распоряжении есть грозное оружие — когти и клюв. Всё это, разумеется, записано в генах, и, как показали последние исследования, «хищные» гены у этих птиц эволюционировали необычайно быстро.

В статье, опубликованной в Nature Genetics, описаны результаты первого секвенирования геномов соколов сапсана и балобана. Работа была выполнена под руководством профессора Майкла Бруфорда из Университета Кардиффа (Великобритания).

Гены соколов сравнивались с генами других птиц, таких как амадины, индейки и домашние куры. Так исследователи смогли понять, каким именно охотничьим признакам эволюция благоволила в первую очередь. Как известно, сапсаны — одни из самых быстрых птиц; во время пикирования на жертву сапсан развивает скорость в 300 км/ч. Однако легко заметить проблемы, которые могут возникнуть у птицы, летящей на такой скорости: соколу нужно что-то делать с сопротивлением воздуха, нужно как-то управлять полётом на этой немыслимой скорости, наконец, при столкновении с добычей как бы не расшибиться самому.

Балобан (фото Sergey Yeliseev)

В общем, эволюция в первую очередь укрепила соколам череп и усовершенствовала кровеносную и дыхательную системы, чтобы птица не задыхалась, вспарывая на огромной скорости воздух. (Чтобы понять, в чём тут проблема, достаточно вспомнить, как трудно дышать, стоя лицом против очень сильного ветра.) По словам учёных, примечательно здесь то, что все эти скоростные изменения происходили не столько под влиянием среды обитания, сколько под действием выбранного охотничьего стиля, то есть под влиянием поведения. Эволюция стимулировала развитие одних и тех же групп генов и у сапсана, и у балобана, и оба сокола, по-видимому, испытывали жесточайшую конкуренцию, которая и заставила их в самое сжатое время сходным образом перестроить собственную анатомию и физиологию.

Кирилл Стасевич