05.04.2011

Тёмные голуби более здоровые

Орнитологи уже давно выяснили, что окраска перьев птиц сообщает окружающим множество важной и полезной информации. Например, по цвету перьев можно узнать о состоянии здоровья и о рационе питания птицы. Недавно учёные показали, что оттенок цвета перьев неясыти обыкновенной из семейства совиных зависит от работы ее иммунной системы.

Учёные из Университета Пьера и Мари Кюри и Музея истории природы в Брюнуа (Париж) под руководством доктора Лизы Жакин (Lisa Jacquin) выяснили, от чего зависит окраска обычных городских сизых голубей Сolumba livia. Они пришли к выводу, что в крови голубей с более тёмным оперением содержится намного меньше паразитов, по сравнению со светлыми особями. Это связано с тем, что у тёмных и светлых голубей иммунная система работает по-разному, считают авторы исследования.

Голуби светлые и темные

Как объясняет Жакин, сейчас существует две гипотезы, отвечающие на вопрос, почему особи одного и того же вида имеют разную окраску. «Меланин — пигмент, обеспечивающий окраску большинства позвоночных животных. Известно, что содержание меланина и, например, обилие и качество пищи, наличие паразитов или особенности взаимоотношений между особями связаны определённым образом. Существует теория генетической связи и теория связи с окружающей средой. Теория генетической связи утверждает, что за разные оттенки перьев птиц отвечают разные гены. Вторая гипотеза говорит о том, что цвет напрямую зависит от среды, в которой обитают птицы. В своих исследованиях мы попытались ответить на вопрос, какая из этих гипотез работает в случае с окраской голубей», — говорит Жакин.

Иммунитет, паразиты и цвет перьев

В пригородах Парижа учёные поймали 195 голубей и оценили по пятибальной шкале яркость их окраски. Затем определили, сколько в их крови содержится гемоспоридиев – паразитов, активно размножающихся внутри эритроцитов. Их учёные отнесли к трем видам — Haemoproteus spp., Plasmodium spp., Leucocytozoon spp.

Для того чтобы диагностировать состояние иммунной системы птиц, учёные провели следующий тест: они ввели им под кожу фитогемагглютинин – вещество, которое стимулирует образование Т-лимфоцитов. Этот тест показывает, насколько хорошо работает иммунная система.

«Наше исследование говорит о том, что в крови голубей с более тёмной окраской содержится меньше клеток, поражённых паразитами. Это связано с более активной работой их иммунной системы. Мы обнаружили, что после инъекции особого препарата, вызывающего образование Т-лимфоцитов, у тёмных голубей этих клеток образуется примерно в два раза больше, по сравнению со светлыми особями. Это значит, что их иммунная система работает лучше. Мы считаем, что такая интенсивная работа иммунной системы связана с работой генов, которые одновременно отвечают и за синтез меланина. То есть можно сказать, что у голубей один и тот же ген, отвечает за синтез меланина (интенсивную темную окраску) и активную работу иммунной системы, защищающую птиц от болезней и паразитов», — делает вывод Жакин.

Работа французских учёных «Melanin-based coloration is related to parasite intensity and cellular immune response in an urban free living bird: the feral pigeon Columba livia» опубликована в последнем номере Journal of Avian Biology.

Анна Говорова