10.02.2011

Найдены генетические причины миграции птиц

Ученые обнаружили некоторые молекулярные механизмы, которые заставляют перелетных птиц путешествовать с места на место по ночам. Статья исследователей появилась в журнале Proceedings of the Royal Society B, а коротко о работе пишет New Scientist.

Ученые работали с 14 европейскими популяциями славки-черноголовки Sylvia atricapilla, которые проводят лето в северной Европе, а на зиму перебираются в ее южную часть или в северную Африку. Обычно эти птицы активны днем, однако в период миграции они совершают перелеты по ночам.

Авторы взяли у птиц пробы крови, выделили ДНК и протестировали активность некоторых генов, имеющих отношение к суточным ритмам, в различные часы. Оказалось, что ночная активность "завязана" на работу гена ADCYAP1, причем некоторые аллели (варианты) этого гена соответствовали большей беспокойности птиц в ночные часы.

Ген ADCYAP1 кодирует белок под названием PACAP, который принимает участие в регуляции синтеза мелатонина, активности обмена веществ и усвоения пищи. Именно эти процессы изменяются у птиц, готовящихся к ночному перелету.

Коллеги авторов хорошо приняли их новую работу, однако отметили, что обнаруженная взаимосвязь представляет собой только малую часть всех процессов, которые регулируют поведение перелетных птиц.

1. Lenta.Ru