11.05.2010

Обнаружена химическая связь между динозаврами и птицами

В ископаемых останках протоптицы археоптерикса обнаружены следы химических веществ.

Первый наиболее полный скелет археоптерикса был обнаружен в 1861 году — через два года после публикации «Происхождения видов»

Ранее считалось, что отпечатки перьев — всего лишь след давно разложившегося биологического материала. Новое исследование, проведённое геохимиком Роем Вогелиусом из Манчестерского университета (Великобритания) совместно с сотрудниками Национальной ускорительной лаборатории SLAC на базе Стэнфордского университета (США), позволило обнаружить фосфор и серу — элементы, которые составляют перья современных птиц.

«Мы говорили о физической связи между птицами и динозаврами, а теперь нашли и химическую, — радуется г-н Вогелиус. — Сама идея сохранения следов металлов и химических остатков мягких тканей совершенно потрясающая». В останках костей найдены также следы меди и цинка, которые тоже присутствуют у современных птиц.

Геолог Раймунд Алберсдорфер представляет 150-миллионолетние останки археоптерикса в Палеонтологическом музее Мюнхена (Германия). (Фото Frank Leonhardt / epa / Corbis.)

Открытие сделано с помощью рентгеновского лазера в Стэнфордском центре синхротронного излучения (Stanford Synchrotron Radiation Lightsource). Физик Уве Бергманн, проводивший сканирование, отметил, что археоптерикс подобным образом ещё не исследовался.

«Археоптерикс в палеонтологии — всё равно что Тутанхамон в археологии. Это икона! — говорит палеонтолог Манчестерского университета Фил Мэннинг. — Казалось, после 150 лет изучения мы знаем всё, что нужно знать об этом животном. Как же мы ошибались...»

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of National Academy of Science.

Дмитрий Целиков