Фрезер для маникюра. Купить фрезер для маникюра недорого "Интернет магазин Miss Fifi".

18.02.2010

Изменение формы клюва дарвиновых вьюрков подчиняется математическим закономерностям

Ученые из Гарвардского университета (США) выяснили, что формы клювов разных видов дарвиновых вьюрков связаны друг с другом через простые аффинные преобразования.

Дарвиновы вьюрки: 1 — Geospiza magnirostris, 2 — G. fortis, 3 — G. parvula, 4 — Certhidea olivacea (иллюстрация Джона Гулда)

Вьюрки Галапагосских островов привлекли внимание Чарльза Дарвина в 1835 году, когда он совершал кругосветное путешествие на бриге «Бигль». Знаменитый натуралист отметил, что формы их клювов соответствовали рациону питания: маленькие заостренные клювы достались любителям полакомиться насекомыми, а крупные — тем, что предпочитали растительную пищу. Эти наблюдения были использованы при формулировании теории эволюции.

Авторы работы постарались отыскать математические закономерности в эволюционных адаптациях. Они сделали фотографии взятых из коллекции Гарвардского музея сравнительной зоологии образцов 13 видов вьюрков, в число которых вошли шесть представителей рода Geospiza и три птицы рода Camarhynchus, после чего, используя программу обработки изображений, получили кривые, соответствующие контуру верхней части клюва вьюрков.

Как оказалось, в случае шести птиц рода Geospiza и их предка вьюрка-тиариса чернолицего Tiaris bicolor кривые связаны простейшими масштабными преобразованиями (то есть такими преобразованиями, которые сжимают или растягивают перпендикулярные оси, но не изменяют угол между ними); аналогичная связь существует и между оставшимися шестью видами. Эти две группы объединялись с помощью срезающих преобразований, при которых точки сдвигаются параллельно одной из осей на расстояние, пропорциональное их удалению от оси. «Такие результаты удивили и нас самих, — признается участник исследования Майкл Бреннер (Michael Brenner). — Пока это лишь наблюдение, и мы не можем точно сказать, что это должно означать».

Скорее всего, совпадения вызваны тем, что форма клюва вьюрков рода Geospiza контролируется всего двумя протеинами: кальмодулин задает длину, а bmp4 определяет ширину и толщину. Во второй группе птиц ростом клювов, вероятно, управляют эти же или аналогичные белки.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Дмитрий Сафин